Обычно на автомобиль устанавливают комплект резины, состоящий из 4 одинаковых шин, что позволяет беспроблемно на нем ездить, до момента возникновения ситуации, требующей замены одного из колес. Деформация колеса при попадании в яму или его прокол требуют замены одного колеса и менять полный комплект не рационально. Автовладельцы, в целях экономии, иногда могут ставить разные колеса на свой автомобиль. Конечно же, опытные водители стараются подобрать шины с похожим рисунком протектора, но это не всегда удается.
Правовая база
Основные требования к качеству и внешнему виду шин и колес, установленных на автомобиль регламентируются в Приложении к ПДД, п.5 “Колеса и шины” Перечня неисправностей автомобиля, при которых не разрешена его эксплуатация. В документе определена остаточная глубина на рисунке протектора для различных категорий транспортных средств, на зимних шинах, какие повреждения шин недопустимы при использовать транспорта.
В законе не содержится прямого запрета на установку разных колес на разные оси (заднюю и переднюю), кроме как про зимние шины, которые должны быть установлены на весь автомобиль. В итоге все 4 колеса на транспорте должны быть либо зимними, либо летними.
Так, например, в случае повреждения одного колеса и при необходимости его замены, в случае отсутствия идентичной шины в наличии, допускается установление максимально похожей резины на одну ось автомобиля. Таким образом, автомобиль будет эксплуатироваться с похожими шинами на одной оси, отличными от колес на другой оси.
Установка разной резины на одну ось автомобиля
В соответствии с вышеуказанным нормативным документом недопустимо использование на одной оси шин, которые отличны друг от друга:
- размером
- конструкцией (например, с камерой и без нее)
- степенью износа - восстановленные и новые шины, либо с углубленным рисунком
- моделью
- рисунком протектора
- наличием шипов
Таким образом, оба колеса на одной оси должны быть максимально схожими, для удержания баланса сцепления с дорогой при движении транспорта.
Что такое “докатка”
Возможно использовать отличные друг от друга колеса на одной оси в аварийном случае - при движении на станцию техобслуживания, с соблюдением обязательных для этого требований - сниженной скорости (не более 60 км/ч) и небольшим километражем. Для этого используется запасное или аварийное колесо - “докатка”, которое отличается от основной резины, установленной на автомобиле, облегченной конструкцией и может быть использовано лишь при движении до СТО. У некоторых автомобилей оно предусмотрено комплектацией и хранится в отдельном отсеке багажника.
Административная ответственность за установку разных шин
За установку на автомобиль различных колес, в нарушение требований закона, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей, согласно ст.12.5 КоАП. По этой статье ответственность предусмотрена за езду на неисправном автомобиле - с изношенными шинами или неправильной установкой резины на одну ось, а также за нарушение требований производителя автомобиля к размеру колес. Следует помнить, что оплата штрафа не освобождает автовладельца от устранения причины его наложения.
Помимо штрафных санкций, установка и расстановка неправильной резины на автомобиль, может существенно отразится на безопасности при его эксплуатации и привести к серьезному ДТП, чего можно избежать соблюдая установленные в законе требования.