Когда чувствуете, что автомобиль вибрирует, - что способствует тряске, повышенному шуму, износу шины и рулевого управления - это означает, что колесо, крепления колеса или элементы подвески находятся в дисбалансе. В таких условиях авто становится ненадежным на высокой скорости, что может привести к аварии.
Как правило, передние колеса дисбалансированы больше, чем задние. Но это не означает, что им можно не уделять внимание. Их дисбаланс не менее вреден для характеристик покрышки, как и у передних.
Исправить это можно с помощью балансировки. Она способствует уменьшению дисбаланса до безопасных значений, то есть позволяет равномерно распределить массу колеса относительно его центра.
Эта процедура делается на специальном станке, где мастер с помощью монитора отслеживает места, в которые нужно прикрепить грузики для балансировки. Материал грузов (свинец или цинк) и их вес (от 5 до 100 г) определяются разновидностью диска. Как правило, грузики крепятся по одному с каждой стороны.
Грузы используются набивные (для штампованных) и самоклеящиеся (для литых и кованных дисков). Первые устанавливаются на диск с помощью специальных скоб, вторые крепятся к диску клеем.
Эксперты считают, что надежнее набивные грузы, так как самоклеящиеся могут не выдержать морозов и напора воды при мойке машины - они просто-напросто отвалятся.
Балансировка нужна не только при установке новых колес. Рекомендуется делать ее регулярно - после каждых 10 000 км пробега. Причин есть несколько:
-
неточность изготовления колеса: отклонения размеров, неоднородность материалов или неправильная форма;
-
попадание колеса в яму, из-за чего диск может повредиться и его центр тяжести сместится.
Также при балансировке важно учитывать чистоту колеса: налипшая грязь и застрявшие мелкие камни затруднят процесс распределения массы по всему колесу.
Показатели безопасных значений биения пневматических шин, определенные ГОСТом:
Допустимые значения для корректирующих масс динамического дисбаланса:
Кстати, нужно ли балансировать МТ-шины (для внедорожников)? Вообще они предназначены для езды по бездорожью и грязи. Но если вам частенько приходится кататься на них еще и по асфальту - однозначно нужно. Плюс бездорожье кишит выбоинами, попадание колеса в которые может повлечь за собой его деформацию. Поэтому для них также каждые 10 000 км пробега стоит делать балансировку.