Разбираемся, какие самые эффективные
Шипы предназначены для лучшего сцепления со снегом и льдом, а потому важно понимать, какие из них эффективнее, чтобы максимально обезопасить себя и других на дороге.
Чтобы шипы не попадали на дорожном покрытии в контуры друг друга, существует строго определенная схема их расположения. Это способствует быстрому выходу из положения в ситуации, когда автомобиль буксует на льду: каждый шип цепляется за нетронутое место, таким образом не позволяя увязнуть шипам в отверстиях от предыдущих.
Шипы разделяют по материалам и форме.
Из каких материалов изготавливаются шипы:
-
пластик. Задействуется редко, так как быстро изнашивается. Шипы из пластика были созданы из-за уменьшения допустимой массы шипа;
-
алюминий. Достаточно распространен, потому что не подвергается коррозии. Но есть минус - быстрый износ;
-
сталь. Также довольно распространена, появилась первой. Она устойчива к износу и обеспечивает хорошее сцепление. При этом имеет жирный минус - большую массу, из-за чего запрещена в некоторых странах. Также имеет тенденцию к ржавению, что портит саму шину;
-
двухсплавные. Самый распространенные на данный момент. Сердцевина такого шипа изготовлена из вольфрама, а корпус - из алюминия.
Какие бывают формы шипов:
-
круглая. Считается самой провальной формой, так как она хуже остальных держится в шине и не гарантирует качественного сцепления с дорогой;
-
овальная. Это разновидность круглого шипа. У него площадь контакта с дорожным полотном больше, поэтому вероятность заноса снижается;
-
четырехгранная. Четыре четкие грани особенно хороши на поворотах, так как прочно «вцепляются» в лед, но имеют склонность к быстрому стиранию;
-
двухсплавные. Самый распространенные на данный момент. Сердцевина такого шипа изготовлена из вольфрама, а корпус - из алюминия.
-
ромбовидно-шестигранная (запатентована компанией Nokian). Острые края такого шипа также надежно вкрапляются в лед и остаются эффективными при любом положении колес. У них есть особенность: двигаясь по асфальтовому покрытию, они «уходят» в протекторный блок, что позволяет сохранять безопасность передвижения;
-
семигранная (запатентована Pirelli). Особенно хороша при начале движения: гарантирует надежное сцепление;
-
треугольная. Самая редкая разновидность, но производители утверждают, что такой шип имеет качественные ходовые характеристики;
-
бриллиантовая (запатентована Gislaved). Изначально имеет 5 граней, но в процессе эксплуатации шин такие шипы быстро «стираются» и превращаются в овальные;
-
крестообразная. Состоит из 4 частей. Плохи тем, что такие грани быстро стачиваются;
-
трехлучевая. Надежно ведет себя на льду, но на асфальтовом покрытии быстро приходит в негодность;
-
трапеция (запатентована компанией «Goodyear»). Они крепко сидят в своих лунках, а их форма обеспечивает качественную курсовую устойчивость.
Шипы могут быть цельными и составными. Первые отливаются из куска материала, вторые состоят из корпуса и сердцевины.
Сердцевина влияет на качество сцепления с покрытием, а корпус отвечает за надежность крепления к шине.
Корпус обычно делается из алюминия, а ядро из вольфрама и стали. Такой союз позволяет соответствовать требованию закона о максимальной массе шины - 1,6 г.
Закон также предписывает количество шипов на погонный метр протектора - не более 60 штук. Такая цифра нужна для того, чтобы наносить минимальный урон асфальтовому покрытию.
Новую шипованную резину нужно обкатывать. Такая необходимость вызвана тем, что при изготовлении шины шипы не встают в лунки настолько прочно, насколько требуется. Происходит это из-за отсутствия нагрузки.
Как безопасно совершить обкатку:
-
ездить на скорости не более 60 км/ч;
-
трогаться с места и тормозить плавно - никакой резкости;
-
ездить в таком режиме первые 500 км пробега.
После этого километража можно спокойно возвращаться к привычному стилю вождения.
Шипы имеют неприятное свойство - выпадать. В процессе эксплуатации шипованных шин важно отслеживать оставшиеся «гвозди». Чтобы понять, годится ли еще шина для использования, нужно высчитать процент имеющихся шипов.
Формула для подсчета: 100*на оставшиеся шипы/начальное количество шипов (сколько их было при изготовлении можно узнать на сайте производителя).
Если процент сохранившихся шипов составляет менее 50% - такую шину можно продолжать использовать. 50-60% означает сильную изношенность, эксплуатировать можно только как запаску. Если выше 60%, то использовать покрышку нельзя.
Но не спешите выбрасывать такую резину. Ее можно «дошиповать» самостоятельно или в сервисе. Мы настоятельно рекомендуем поручить эту задачу специалистам.
Например, в «Горошине»:
В уже имеющиеся лунки помещаются ремонтные шипы, размер которых учитывается относительно износа покрышки. Когда все лунки будут заняты шипами, шина снова станет безопасной для использования.